Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кейдж джон

Энциклопедический словарь

Кейдж Джон (Cage) (1912-1992), американский композитор, пианист. Ученик А. Шёнберга, Г. Кауэлла. Крупнейший представитель музыкального авангардизма в США, создавал электронную музыку, конкретную музыку («Птичья клетка для 12 магнитофонных лент», 1972), произведения для так называемого препарированного (подготовленного) фортепиано (Концерт для фортепиано с оркестром, 1951); использовал алеаторику. В сочинениях - влияние дзэн-буддизма, древнекитайских учений (4 тетради фортепианных пьес «Музыка перемен», 1951, по «Ицзин»). Труды по современной музыке, музыкальной эстетике.

* * *

КЕЙДЖ Джон - КЕ́ЙДЖ Джон (Cage John), (5 сентября 1912, Лос-Анджелес, Калифорния - 12 августа 1992, Нью-Йорк), американский музыкант и композитор, работавший в направлениях экспериментальной музыки, концептуализма (см. КОНЦЕПТУАЛИЗМ) и минимализма (см. МИНИМАЛИЗМ).

Родившийся в семье ученого-изобретателя, занимавшегося теорией электростатического поля (см. ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ), Джон Кейдж оставил Помонский колледж и отправился в Европу, где провел 1930 и 1931 гг. После этого учился вместе с Генри Кауэллом в Нью-Йорке и Арнольдом Шенбергом в Лос-Анжелесе (1933-34). К этому периоду относятся первые музыкальные опыты композитора в его собственной атональной (см. АТОНАЛЬНОСТЬ) манере. В 1937 Кэйдж переезжает в Сиэтл, чтобы работать танцевальным аккомпаниатором, а в 1938 организовывает шумовой оркестр и изобретает «готовое фортепьяно». В 1951 он собирает сообщество музыкантов и звукоинженеров для создания первой магнитофонной записи своей музыки, а в 1952 в Блэк Маунтин Колледж организовывает первый музыкальный перформанс. С этой же поры музыканта называют революционером в музыке: весь свой творческий путь он посвящает поиску и выработке нового концептуального музыкального языка.

В 1949 Кейдж получил награду - премию Гугенхайма от национальной Академии искусств и литературы за расширение границ музыки, работу с перкуссионным (см. ПЕРКУССИЯ) оркестром и изобретение «prepared piano». Был принят в Американскую Академию искусств и театра в 1978, и в Американскую Академию искусства и литературы в 1988. В 1982 Франция наградила Кейджа орденом Почетного легиона, присвоив ему звание командора искусства и литературы. Он также лауреат Киотской премии фонда Инамори 1989 года.

Самым знаменитым и широко известным произведением Джона Кейджа является 4"33", написанное в 1952. Оно не содержит ни одной ноты: исполняющий его музыкант просто садится перед роялем и неподвижно сидит в течение четырех с половиной минут, а содержанием пьесы становятся различные случайные звуки - скрип стульев в зрительном зале, покашливания и т.д.

В настоящий момент в городе Хальберштадт (Восточная Германия) исполняется органная композиция авторства Кейджа Organ2/ASLSP As Slow as Possible. В оригинале пьеса звучит в течение 20 минут, но исполнители собираются замедлить ее звучание настолько, что она будет исполняться в течение 639 лет. Именно столько лет назад в Хальберштадте была создана первая серия знаменитых органов.

Творчество Джона Кейджа оказало значительное влияние на развитие рок-музыки (см. РОК-МУЗЫКА), особенно ее экспериментальных и авангардных ответвлений.

Энциклопедия Кольера

КЕЙДЖ Джон (Cage, John) (1912-1992), американский композитор и теоретик, чье вызывавшее немало споров творчество сильно повлияло не только на современную музыку, но и на целое направление в искусстве середины 20 в., связанное с использованием "случайных" элементов (алеаторика) и "сырых" жизненных феноменов. Кейдж вдохновлялся учением дзен-буддизма, согласно которому природа не имеет внутренней структуры, или иерархии явлений. На него оказали также влияние современные теории взаимосвязи всех явлений, развивавшиеся социологом М.Маклюэном и архитектором Б.Фуллером. В итоге Кейдж пришел к музыке, которая включала в себя элементы "шума" и "тишины", использовала естественные, "найденные" звучания, а также электронику и алеаторику. Плоды этих опытов не всегда можно отнести к разряду художественных произведений, но это как раз и согласуется с идеей Кейджа, по которой подобный опыт "вводит нас в самую суть той жизни, которую мы проживаем". Кейдж родился 5 сентября 1912 в Лос-Анджелесе. Учился в Колледже Помоны, затем в Европе, а после возвращения в Лос-Анджелес занимался с А.Вейссом, А.Шенбергом и Г.Кауэллом. Неудовлетворенный ограничениями, налагаемыми традиционной западной тональной системой, он начал создавать композиции с включением звуков, источниками которых были не музыкальные инструменты, а разные предметы, окружающие человека в повседневности, погремушки, хлопушки, а также звуков, порождаемых такими необычными процедурами, как, например, погружением вибрирующих гонгов в воду. В 1938 Кейдж изобрел т.н. подготовленное фортепиано, в котором под струны подложены разные предметы, в результате чего рояль превращается в миниатюрный ансамбль ударных. В начале 1950-х годов стал вводить в свои композиции алеаторику, используя при этом разного рода манипуляции с игральными костями, картами и Книгой перемен (И-цзин), древней китайской книгой для гадания. Другие композиторы и раньше эпизодически использовали "случайные" элементы в своих композициях, но Кейдж первым начал применять алеаторику систематически, сделав ее главным принципом композиции. Он также одним из первых стал использовать специфические звучания и особые возможности изменения традиционных звучаний, получаемые при работе с магнитофоном. Три наиболее известные композиции Кейджа впервые исполнены в 1952. Среди них пресловутая пьеса 4'33", представляющая собой 4 минуты и 33 секунды тишины. Однако тишина в этом произведении не равнозначна полному отсутствию звука, поскольку Кейдж, помимо прочего, стремился привлечь внимание слушателей к естественным звукам той среды, в которой исполняется 4'33". Воображаемый ландшафт № 4 (Imaginary Landscape № 4) написан для 12 радиоприемников, и здесь все - выбор каналов, мощность звука, продолжительность пьесы - определяется случайностью. Произведение без названия, исполненное в колледже Блэк-Маунтин с участием художника Р.Раушенберга, танцора и хореографа М.Каннингема и других, стало прототипом жанра "хэппенинг", в котором зрелищные и музыкальные элементы сочетаются с совершаемыми одновременно спонтанными, зачастую абсурдными действиями исполнителей. Этим изобретением, а также своей работой в классах композиции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке Кейдж оказал заметное влияние на целое поколение деятелей искусства, усвоившее его взгляд: все происходящее может рассматриваться как театр ("театр" - все, случающееся одновременно), и этот театр равен жизни. Начиная с 1940-х годов Кейдж сочинял и исполнял музыку для танца. Его танцевальные композиции не связаны с хореографией: музыка и танец разворачиваются одновременно, сохраняя свою собственную форму. Большинство подобных композиций (в которых иногда используется декламация в "хэппенинговой" манере) были созданы в сотрудничестве с танцевальной труппой М.Каннингема, в которой Кейдж был музыкальным руководителем. Литературные работы Кейджа, в том числе Молчание (Silence, 1961), Год после понедельника (A Year from Monday, 1968) и Для птиц (For the Birds, 1981), выходя далеко за пределы музыкальной проблематики, охватывают весь спектр идей, касающихся "бесцельной игры" художника и единства жизни, природы и искусства. Кейдж умер в Нью-Йорке 12 августа 1992.

Полезные сервисы